Симптомы любви

Симптомы любви

При помощи современных методов, таких как ФМРТ, можно наблюдать за работой мозга в реальном времени и выявлять отделы, задействованные в тех или иных психических процессах. В том числе в любви.

Это вторая статья из цикла рассказов ученого-биолога Александра Маркова о любви. Первый материал вы можете прочитать здесь.

К активно работающим участкам мозга приливает артериальная кровь, поэтому уже через пару секунд после возбуждения там становится больше оксигемоглобина, что, собственно, и регистрируется на томограммах.

Проведено несколько исследований, в которых при помощи МРТ выявлялись отделы мозга, отвечающие именно за любовь – романтическую и материнскую.

Чтобы понять, какие участки мозга связаны именно с любовью (или с чем-то еще), всегда необходим контроль. Например, при изучении страстной (романтической) любви сравнивали реакцию мозга на стимулы (фотографию или имя), относящиеся к объекту страсти, с реакцией мозга на такие же стимулы, относящиеся к друзьям и незнакомым людям. Сравнение полученных томограмм позволяет найти участки, которые возбуждаются сильнее при мысли о любимом, чем о друге или незнакомце.

Исследований таких проведено не очень много, данные пока следует считать предварительными, но кое-какие закономерности уже можно отметить.

Важнейшие нейронные пути «системы вознаграждения» — мезолимбический (голубые стрелки) и мезокартикальный (синие стрелки) — образованы отростками дофаминовых нейронов вентральной области покрышки (VTA). По ним дофаминовые сигналы поступают из VTA в прилежащее ядро, миндалину, гиппокам, префронтальную кору.

Романтическая (страстная) любовь связана с комплексным возбуждением нескольких отделов мозга. Прежде всего, это дофаминэргические (то есть использующие нейромедиатор дофамин) подкорковые области, отвечающие за положительное подкрепление (так называемая «система вознаграждения»). Возбуждение нейронов в этих областях порождает чувство радости, удовольствия.

Это участки мозга, в которых регистрируется повышенная активность, когда мы думаем о любимом человеке (повышенная — значит более высокая, чем при мыслях о незнакомцах, друзьях и т.п.)

Во-вторых, при страстной любви возбуждаются отделы, имеющие отношение к сексуальному возбуждению: островок и передняя поясная кора.

В-третьих, снижается возбуждение миндалины (отвечает за страх, тревожность, беспокойство) и задней поясной коры.

Также есть данные, что на фоне любовных переживаний снижается активность в некоторых участках височной, теменной, префронтальной коры, которые отвечают за критичность и оценивающий взгляд. Все это может вести к снижению критики, настороженности, утрате трезвости суждений (трудно было бы влюбиться, если бы мы смотрели на партнера трезво и видели все его недостатки).

Нейрофизиологические симптомы любви:
  • Растет активность дофаминэргических подкорковых областей, связанных с «системой вознаграждения» (счастье, эйфория).
  • Активируются отделы, связанные с сексуальным возбуждением: островок, передняя поясная кора.
  • Снижается активность миндалины (страх, настороженность), задней поясной коры, а также отделов коры, отвечающих за разум.
  • Активируются отделы, связанные с мотивацией и целеполаганием (хвостатое ядро).
  • Активируются участки, отвечающие за социальное познание, концентрацию внимания, мысленную репрезентацию (образ) самого себя.

Характер возбуждения подкорковых областей в ответ на стимулы, связанные с объектом страсти, показывает, что речь тут идет не только об эмоциях, но и о мотивации целенаправленного поведения (установка на сближение, соединение с любимым). Об этом говорит, в частности, возбуждение хвостатого ядра, работа которого связана с целеполаганием, ожиданием награды и подготовкой к активным действиям.

Кроме того, когда влюбленным показывают на долю секунды имя любимого человека (так, чтобы они не успели даже осознать, что прочли его), регистрируется возбуждение нескольких «высших» (корковых) участков мозга, отвечающих за социальное познание (мыслительные процессы, отвечающие за взаимодействия с другими людьми, с обществом), концентрацию внимания и мысленную репрезентацию (образ) самого себя.

Материнская любовь тоже проявляется в возбуждении дофаминэргических подкорковых структур, связанных с чувством удовольствия и «системой вознаграждения», и здесь много пересечений с теми областями, которые возбуждаются при страстной любви. Кроме того, материнская любовь связана с активностью тех же «эмоциональных» участков коры, что и страстная любовь (островок и передняя поясная кора). Но у материнской любви есть и свой специфический подкорковый участок, который не имеет отношения к страстной любви, — центральное серое вещество. Этот участок содержит много вазопрессиновых рецепторов, которые важны для формирования материнской привязанности.

Таким образом, установлено активное участие дофаминэргической «системы вознаграждения» в формировании того психического состояния, которые мы называем любовью. Ясно также, что любовь — это не только чувство, переживание. Это еще и мотивация к активным действиям, направленным на формирование связи (эмоциональной или сексуальной) с объектом любви.

На этих результатах и было основано то нейробиологическое определение любви, которое я упоминал в первой статье цикла: «любовь – дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей».

Фото: © Andrejs Pidjass / Фотобанк Лори

Источник

Share

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована