Корвалол и Валокордин: двое из ларца, не спасающих сердца

От чего помогают, чем отличаются и чем вредны любимые народом «сердечные капли»

Каким единственным компонентом различаются два препарата, можно ли ими отравиться, почему Всемирная организация здравоохранения защищает их главное действующее вещество, а законодательство некоторых развитых стран запрещает и достойны ли «близнецы» места в вашей аптечке, рассказывает рубрика «Чем нас лечат».

В отечественных фильмах (а зачастую и в жизни) пенсионерки при любом удобном случае бегут пить Валокордин (препарат немецкого производства) или Корвалол (его отечественный аналог). «Закололо» в сердце, слишком переволновались, стало плохо — и всюду за помощью обращаются к одному из этих лекарств, практически одинаковых по составу.

Некоторые врачи сомневаются в эффективности этих средств, называя их устаревшими. Казалось бы, какая разница, новое лекарство или старое, главное, чтобы помогало. Впрочем, Формулярный комитет Российской академии медицинских наук с 2007 года требует исключить Корвалол и Валокордин из перечня лекарств, распространяемых по программе дополнительного лекарственного обеспечения за бюджетные деньги. В чем подвох? Давайте посмотрим, что же входит в состав известных лекарств.

Из чего же, из чего?

Cамый сильнодействующий компонент препарата — фенобарбитал. Это вещество относится к группе барбитуратов — производных барбитуровой кислоты. По одной из версий, эта кислота получила название в честь праздника святой Варвары, по другой — в честь девушки Барбары, которая нравилась первооткрывателю кислоты Адольфу фон Байеру.

Барбитураты сильно угнетают нервную систему, в зависимости от дозы вызывая состояния от легкой сонливости до комы и потери контроля над дыхательной мускулатурой. Их основная проблема — узкое терапевтическое окно: бывает трудно подобрать концентрацию, которая уже усыпляет, но еще не навсегда.

Фенобарбитал как препарат известен с 1912 года. Он продавался под маркой Люминал и был одним из самых общеупотребительных снотворных до 1950-х годов, когда появилось следующее поколение снотворных.

450e2dde3a93028d42e9382ba7697ff0103ac2b1

Модель молекулы фенобарбитала

С одной стороны, фенобарбитал входит в список важнейших лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения в качестве дешевого лекарства от конвульсий и эпилепсии. Хотя препаратом первого выбора он считается только в развивающихся странах (во многом благодаря невысокой себестоимости производства). С другой стороны, фенобарбитал запрещен к ввозу в США, ОАЭ и другие страны, а в России внесен в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые при ввозе в страну подлежат жесткому контролю.

Механизм действия фенобарбитала также роднит его с другими барбитуратами. Он взаимодействует с рецептором гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК).

4a5150f2dd2d114186f7ffc4c58cca9c0bd1866f

Рецептор гамма-аминомасляной кислоты

В списках (не) значился

А от чего фенобарбиталом можно лечить? За 105 лет применения накопилось достаточно исследований и доказательств, чтобы Кохрейновское сотрудничество могло сделать несколько обзоров этой темы, проверив, от чего помогает это вещество, а где оно бесполезно или даже опасно.

Кохрейновская библиотека — база данных международной некоммерческой организации «Кохрейновское сотрудничество», участвующей в разработке руководств Всемирной организации здравоохранения. Название организации происходит от фамилии ее основателя — шотландского ученого-медика XX века Арчибальда Кохрейна, который отстаивал необходимость доказательной медицины и проведения грамотных клинических испытаний и написал книгу «Эффективность и действенность: случайные размышления о здравоохранении». Ученые-медики и фармацевты считают Кохрейновскую базу данных одним из самых авторитетных источников подобной информации: публикации, включенные в нее, прошли отбор по стандартам доказательной медицины и рассказывают о результатах рандомизированных двойных слепых плацебо-контролируемых клинических исследований.

Фенобарбитал применяется при эпилепсии и всех видах судорожных припадков (кроме малого эпилептического припадка) в странах третьего мира, хотя в развитых странах он уже стал препаратом третьего выбора или вовсе оказался на задворках системы здравоохранения.

Еще одно состояние, которое может вызывать судороги, — скопление крови под твердой мозговой оболочкой (так называемая хроническая субдуральная гематома). Оно угрожает людям пожилого возраста, у которых повреждены венозные сосуды в мозге. Некоторые врачи используют фенобарбитал и другие барбитураты, предотвращающие судороги и конвульсии, и в этом случае. Однако клинические испытания не оправдывают такой стратегии, ведь при субдуральных гематомах конвульсии бывают далеко не всегда, а у барбитуратов слишком серьезные побочные эффекты, чтобы назначать их «на всякий случай». То же касается и эпилептических припадков при опухолях мозга.

Исторически сложилось, что фенобарбитал могут применять в терапии новорожденных или для лечения эпилептических припадков у беременных. Но такой подход тоже редко оправдывает себя. Клинические испытания показали, что фенобарбитал не помогает снизить риск кровотечения в мозгу младенцев при преждевременных родах (на сроке до 34 недель). Также не доказана полезность препарата при желтухе у новорожденных и при перинатальной асфиксии (в последнем случае добавляется еще и риск пороков развития и уродств у ребенка).

Мята, хмель и валерьянка

Но фенобарбиталом список действующих (или не действующих) веществ Корвалола и Валокордина не заканчивается. Помимо него, туда входят этилбромизовалерианат (производное компонента валерианового масла), а также масла мяты и хмеля. На что способны эти вещества?

Масло мяты перечной (Mentha piperita), о котором мы писали в обзоре грудных сборов от кашля, применяется в ароматерапии как расслабляющее и успокаивающее средство, его часто используют в комплексной терапии простуды для ингаляций или как охлаждающее средство наружного применения, но считать его настоящим лекарством нельзя. Есть исследования, показывающие, что вдыхание паров мяты помогает от тошноты после наркоза, однако двойных слепых плацебо-контролируемых исследований эффектов мяты на людях мало, и они довольно ограничены.

Это же касается и валерианы (Valeriana officinalis), которая широко известна как успокоительное средство и даже может помогать от конвульсий. Все же валериана не идеальный с точки зрения доказательной медицины компонент, хотя у него и есть одобрение Европейского медицинского агентства благодаря своей безопасности.

Экстракт хмеля (Humulus lupulus), который мы уже обсуждали как компонент успокоительного Ново-пассита, в сочетании с валерианой обладает слабым снотворным действием, которое было исследовано в двойном слепом плацебо-контролируемом клиническом испытании на 180 пациентах с разными расстройствами сна. Работа вышла в 2005 году в журнале Sleep.

Двойной слепой рандомизированный плацебо-контролируемый метод — способ клинического исследования лекарств, при котором испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. «Двойной слепой» означает, что о том, кого чем лечат, не знают ни испытуемые, ни экспериментаторы, «рандомизированный» — что распределение по группам случайно, а плацебо используется для того, чтобы показать, что действие препарата не основано на самовнушении и что данное лекарство помогает лучше, чем таблетка без действующего вещества. Этот метод мешает субъективному искажению результатов. Иногда группе контроля дают другой препарат с уже доказанной эффективностью, а не плацебо, чтобы показать, что препарат не просто лечит лучше, чем ничего, но и превосходит аналоги.

Правда, в обзоре 2015 года (на этот раз не Кохрейновском), где тоже рассматривались валериана и ее сочетание с хмелем (семь научных статей) против бессонницы, авторы подчеркивают, что твердых и однозначных доказательств не хватает.

Кстати, масло хмеля — единственный (кроме очень небольшой разницы концентраций) ингредиент, который отличает Валокордин от Корвалола. В немецком «оригинале» оно есть, а в советский аналог его решили не добавлять.

Indicator.Ru рекомендует: будьте осторожнее и не лечите этими препаратами болезни сердца

Фенобарбитал и масло хмеля в составе Корвалола и Валокордина обладают едва заметным снотворным действием, а масла валерианы и мяты — успокоительным. Больше ни от чего (ни «от сердца», ни от каких-то других серьезных проблем со здоровьем) эти лекарства не помогают. Но это и указано в инструкции, где перечислены такие показания, как бессонница, перевозбуждение и комплексная терапия неврозов, но никак не стенокардия или другое серьезное сердечно-сосудистое заболевание.

Более того, если вы будете пить Корвалол и Валокордин, пренебрегая настоящим лечением болезней сердца, ситуация может только усугубиться. «Само» точно ничего не пройдет, а последствия такой подход может иметь весьма неприятные. И даже ипохондрикам, которые напрасно беспокоятся, что у них что-то не так, постоянно давать эти препараты в качестве плацебо и в надежде на самовнушение небезопасно, потому что передозировка фенобарбиталом грозит серьезным отравлением вплоть до летального исхода (правда, для этого надо выпить очень много этих препаратов). Обсуждается и возможное наркотическое действие фенобарбитала, из-за которого Корвалол и Валокордин могут вызывать привыкание при постоянном употреблении. Нельзя применять большие дозы препарата и беременным.

В отличие от фенобарбитала, эфирные масла в составе Валокордина и Корвалола не обладают ярко выраженными и несомненно доказанными лечебными эффектами, но считаются безвредными и продаются повсеместно, поэтому, если у вас нет аллергии на экстракты хмеля, валерианы или мяты, они вряд ли будут для вас опасны. Однако изовалериановая кислота присутствует там в соединении с бромом, так что при длительном применении больших доз препарата бром может накапливаться в организме, вызывая хроническое отравление.

Автор: Екатерина Мищенко

Корвалол и Валокордин: двое из ларца, не спасающих сердца - О лекарствах MyMedNews.ru


Источник

Share

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована