Игры психологов

Игры психологов

Всплеск повышенного интереса к «тайне природы человека» заметен во всем. На каждом шагу – предложения оптом и в розницу просветления, инициации, обретения блаженства, достижения успеха, обретения вечной жизни в столь же вечном потоке реинкарнационных воплощений. Любые «игры» на ваш вкус и каприз. Но так ли безобидны эти игры? Каков их выигрыш и какова плата?

Я хочу поделиться опытом участия в одной такой игре. Признаюсь честно – решение рассказать о самом опыте и связанных с ним переживаниях вызрело у меня не сразу и не просто. С этого момента и начну мой рассказ.

ДОСЬЕ

Елена Мерзлякова – кандидат психологических наук, соучредитель и научный эксперт Международного института социального и психологического здоровья, тренер Союза защиты семьи и личности при Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве (FECRIS), участник и ведущая семинаров и тренингов по психологии влияния и защите от психологического насилия, автор тренинговых обучающих программ психологической подготовки для различных специальностей и программ по профилактике и нейтрализации манипулятивного психологического воздействия, автор книг по противодействию манипулятивным воздействиям и самоменеджменту.

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ДЕТИ

Вы помните игры вашего детства? Конечно, казаки-разбойники, лапта, прятки. Но это уже постарше. А чуть раньше, в возрасте пяти – шести лет? Дочки-матери и летчики-космонавты – в такие игры мы играли открыто и смело, взрослые поддерживали нас в этих играх и даже «подбрасывали» нам игровую атрибутику – куклы и коляски, самолетики и пистолетики. Взрослые готовили нас к будущей жизни в социуме и помогали моделировать эту жизнь уже в самом нежном возрасте.

Но были и иные игры. Те игры, в которые мы предпочитали играть в отсутствие взрослых. Даже тогда уже понимали – далеко не все игры «правильные» с точки зрения взрослых, и в некоторые из них лучше играть тайно. У вас были игры-секреты?

У меня – была. Мне тогда было около шести лет. Из всех детей нашей детсадовской группы чаще всего я играла с двумя мальчиками – Сережкой и Валеркой. Конечно, это были и обычные бегалки-прыгалки-толкалки-догонялки. Но иногда была «наша игра», для себя мы ее называли «в больницу». Что делает доктор на приеме с пациентом? Осматривает тело больного, щупает, где болит, что-то втирает, чем-то присыпает и, конечно, делает уколы в попу.

Теперь, будучи взрослой, я понимаю, что это были обыкновенные проявления ранней сексуальности. Тогда же я просто знала – даже если мне очень интересно играть в эту игру (а было интересно), лучше никого в нее не посвящать. Кроме Валерки и Сережки, конечно.

Когда мы в очередной раз играли в «больницу» в дальнем теремке вдалеке от общей детской площадки – в теремок неожиданно влетела воспитательница. Это было так внезапно, что я успела вскочить на ноги со скамеечки, где лежала в роли «больного», но надеть трусики «после уколов» не успела. Воспитательница решительным жестом приподняла мое платье.

Дальше все происходило как в тумане. Воспитательница привела нас троих на площадку ко всем остальным детям. Позвала, чтобы все собрались вокруг нее. «Ребята, вы знаете, какие дети есть в нашей группе?» – спросила она. В этот момент мое сердце практически остановилось. Я находилась в предощущении ужаса от того, что наш «секрет» станет предметом всеобщего высмеивания. Я возненавидела воспитательницу, и это чувство ненависти живет во мне до сих пор. «В нашей группе есть дети, которые до сих пор не научились правильно ходить в туалет. И поэтому в туалете бывает очень грязно», – закончила она свою речь.

Я не помню, что было дальше. Но знаю, что в дальнейшем я никогда не попадалась на глаза взрослым, если я играла «не в те игры». Конечно, я играла. Даже став взрослой, даже находясь в статусе бабушки – я обожаю играть. Возможно, это вечное мое любопытство и вечный авантюризм занесли меня на взрослую игру под названием «тренинг соматического блаженства».

БЛАЖЕНСТВО ТЕЛА ИЛИ БЛАЖЬ МАСТЕРА?

В этой части повествования мне хочется быть наиболее деликатной. Потому что в этой игре я снова оказалась без трусиков. И в то же время – если я не расскажу о том, что увидела, прочувствовала, поняла, то кто еще решится это сделать? Поэтому – рассказываю.

Блаженство тела, которое тренер обещал оживить в тренинге, он трактовал весьма своеобразно. Он был уверен, что, если снять хотя бы на время тренинга привычные табу в области границ тела и дать этому телу максимум телесных переживаний – запах, вкус, прикосновение, поглаживание, – «блаженство тела» расцветет буйным цветом. Люди после тренинга станут верить в себя и собственную божественность, легко отдавать себя миру и легко отдаваться в интимных отношениях, благодарно принимать многообразие телесных чувств и переживаний. Тренер, который предпочитал называть себя Мастером, был уверен: он призван спасти своих последователей от сексуальной закрепощенности и социального рабства.

Чуть-чуть о самой технологии. Подобные «игрушки» и практики кочуют из тренинга в тренинг. Участники ходят по залу, периодически останавливаясь друг перед другом. Прислушиваются. Принюхиваются. Пытаются настроиться, ощутить, понять. Затем разбиваются по парам. Обнимаются, поглаживают друг друга, касаются кончиком языка, изучают запах, контуры тела.

Представьте себе несколько пар, расположенных по кругу вокруг центральной, демонстрационной, пары. В центре тренер вместе с девушкой-моделью упражняются в странном действе, являющимся миксом акробатических поз «Камасутры», эротического массажа и не менее эротичных ахов, охов и вздохов всех задействованных в тренинге. Остальные пары повторяют то, что происходит в центре. Поскольку одежда отвлекает тело от процесса наслаждения прикосновениями, препятствует обонянию богатства телесных запахов, мешает ощутить вкус кожи и слизистых в самых потаенных местах тела партнера – на данном этапе тренинга одежда запрещена. Включая нижнее белье.

Следует заметить, что с технологической точки зрения тренинг был построен достаточно грамотно. Процедуры, «раскачивающие» привычные представления о должном и правильном, интенсивное вторжение в личное пространство, постоянная смена партнеров. Обилие незнакомых тел в близком физическом контакте со всей палитрой запахов, телесных ощущений, техник голосового резонанса. Все это не просто вводило участников в состояние транса, это срывало крышу вместе с мозгами. И в перерывах между такими «мозгосшибательными» тренировками – мягкий и профессионально поставленный голос тренера под тихую музыку вещал рецепты блаженства.

«…Ты божественный. Твое тело – божественно по своей природе. Ты тоже божество по своей природе. Поэтому расслабься, доверься, наслаждайся. Работа – это для трудоголиков. Социальный успех – это для зомбированных. Попытки понять себя – хлеб для психологов и психотерапевтов. У тебя все есть прямо сейчас. Все в твоем теле. Все с тобой. Открой этому двери твоего сознания и оставайся с этим…»

Чтобы участникам действительно было легче «оставаться с этим», предлагалась так называемая процедура «послетренингового сопровождения». Утренний прозвон друг друга участниками тренинга по цепочке: «Привет, как твое тело празднует жизнь сегодня?» Главное, чтобы цепочка не прервалась, иначе остальные партнеры лишатся этого утреннего «приветствия самой Жизни». И важно уложиться в 10–15 минут, потому что все ждут этой «благостной вести». Вечером необходимо поделиться с тренером и с остальными участниками самыми важными опытами телесного блаженства за прошедший день. Все это послетренинговое сопровождение рассчитано на 28 дней. А дальше – новый тренинг. И новые горизонты телесного блаженства. Жизнь продолжается. Особенно блаженная жизнь Мастера.

ВЕЧНЫЙ ВОПРОС – ЧТО ДЕЛАТЬ?

Теперь, когда я рассказала о пережитой «игре», считаю необходимым поделиться теми выводами, которые эта игра помогла мне сделать. Замечу, что в силу моего профессионального интереса я стараюсь отслеживать основные тенденции в пространстве «психологических услуг». И некоторые из них явно усилились за последние несколько лет.

Тенденция первая

Все больший уклон представленного тренерского состава от действительно психологии в сторону околопсихологической деятельности. Эзотерика, шаманство, различные йогические практики – это наиболее распространенный микс предложений, подаваемых под соусом психологии.

Тенденция вторая

Целевую аудиторию этих мероприятий в большинстве своем начали составлять молодые люди 20–30 лет, то есть студенты и ищущие себя и свой путь в мире молодые специалисты. Это ребята и девчонки, рождение или раннее детство которых совпало с развалом Союза и последующим сложным перестроечным периодом. Пустые полки магазинов, очереди за мылом и трусы по специальным талонам, озабоченные выживанием родители – такие странные вещи сопровождали их вхождение в социальную жизнь.

Возможно, отсутствие в розничной продаже трусов или носков не отложилось в сознании этого поколения. Но я уверена, что переживания их родителей по поводу социальной незащищенности того периода и попытки выжить любой ценой не прошли бесследно для этого поколения. Базовые потребности в чувстве любви, эмоциональном комфорте, внимании близких людей – какой-то «провал» остался у этих парней и девушек. Этот «провал» особенно заметен на различных телесно-ориентированных тренингах – недополученное в детстве ребята пытаются «догнать» сейчас.

Потому что наша жизнь дает не очень много шансов молодым людям заполнить «внутреннюю пустоту» – это буквально телесно ощущаемые последствия «телесно-эмоционального провала». Какие перспективы имеют молодые люди – вопрос риторический. Они хотят «найти себя», и если не в социальной жизни, то хотя бы в жизни внутренней.

Теперь давайте соединим все это вместе – молодую голову с неустоявшимися взглядами и жизненной позицией, молодое тело с бурлящей сексуальностью и «проваленным» ощущением себя самого и собственной ценности, социальную неустроенность и отсутствие видимых перспектив для таковой и микс сильнейших техник и практик из йоги, эзотерики, шаманства и так далее. Что мы получим «на выходе»?

Могу предположить, что молодые люди, прошедшие тренинги, подобные описанному, будут как-то иначе проявляться в выборе жизненных партнеров и во взаимодействии с ними. Как-то иначе выстраивать взаимоотношения в своих семьях, на работе. Во что в итоге выльется все это «как-то иначе», мы сможем увидеть только со временем.

Сейчас сложно дать оценку всей той «пене», которая под видом психологии буквально затопила рынок психологических услуг и предложений. Не секрет, что «смутные времена» – это одновременно «золотое время» для всех целителей-гадалок-пророков-прорицателей-гуру-шарлатанов. Простите, что одной строкой, без разграничений и заглавных букв – это все имена одной большой пены. Блажен, кто верует в ее целительные свойства. Но очень хочется, чтобы верующие и блаженные хоть иногда пытались думать. Ведь зачем-то человек был наделен интеллектом, и интеллектом не только телесным.

Источник

Share

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована